О популярности портала Google спорить не приходится. Сам факт того, что слово "google" стало глаголом, говорит о его сверх популярности в народных массах. Поисковик, жонглирующий своим логотипом, содержит ссылки на миллиарды веб-страниц. А кроме того, Google ищет и привычные для нас файлы (об этом чуть позже). Но даже если все эти ссылки упорядочить, разбить на категории и провести прочую структуризацию и инвентаризацию, искать не сыскать одну-единственную страничку, на которой дается исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Посему, чтобы сэкономить уйму времени на поиски, не помешает узнать, какие подручные средства предлагает сетянам Google. По сути, это строки-операторы, которые дают поисковику определенные команды, ограничивая или расширяя поле его деятельности. С их помощью можно конкретизировать свой запрос, тем самым сузив область поиска, а в итоге - быстрее найти нужные сведения. Их мы и рассмотрим. Конечно некоторые из аналогичных команд доступны и через настройки поиска (Advanced prefences). Однако вводя их непосредственно в поисковую строку, можно сэкономить время и составить более гибкий по форме запрос.
site: Этот оператор полезен когда область поиска нужно ограничить одним веб-сайтом. Например, чтобы узнать, что на сайте сети супермаркетов City.com пишут о фотокамерах, можно ввести запрос: фотоаппарат site:city.com.ua. Вместо веб-адреса оператор site: принимает и значение IP-адреса сервера, на котором соответствующий сайт расположен.
filetype: Когда интересуют файлы конкретного типа, не лишним при поиске данных через Google будет пользоваться оператором filetype:. Он позволяет указать Google, среди файлов какого формата нужно искать слово или фразу. Например, если вас интересует PDF - документы, посвященные вопросам безопасности, можно воспользоваться запросом: security filetype:pdf.
link: Говорят, что связи решают все. Истину глаголят, однако. Тому доказательство - оператор link:, который позволит узнать, сколько примерно ссылок на конкретный ресурс содержится в Интернете. Например, запрос: link:apple.com выдаст 129 тысяч ссылок. Можно указывать адрес конкретной страницы, а не сайта целиком. Но слова и фразы этот оператор не принимает, выдавая сообщение о том, что введенная строка попросту не найдена в базе данных поисковика.
cache: Не секрет, что многие веб-страницы Google кэширует - создает их копию на своих серверах. Бывает, что самого сайта уже нет в помине, а его кэшированная копия доступна каждому желающему. Вспомните ссылки Сached, которые Google отображает рядом с адресом соответствующей страницы - они как раз и ведут на подобные дубликаты файлов. Чтобы открыть "близнеца" конкретной страницы необходимо добавить оператор cache:. Яркий пример: cache:apple.com/macosx/ (слеш в конце обязателен!).
intitle: Если вы обращаете внимание на заголовки страниц, правильно делаете - часто там можно прочесть очень полезные сведения. По ним же можно отыскать и сайт, если ссылка на него потерялась. В этом поможет оператор intitle: - он-то и сужает поле зрения Google до заголовков страниц. Введите, например, запрос: intitle:Vista features - Google выдаст целую пачку ссылок на сайты, в заголовках которых имеется название редмонской операционки. Кстати, заметьте, что оператор, в силу устройства поисковика Google, относится только к слову Vista. И если продвигаться дальше по списку результатов поиска, features постепенно пропадает из заголовков страниц. Поэтому, чтобы Google учитывал оба слова, следует воспользоваться оператором allintitle:. К примеру запрос: allintitle: мокрый зонт позволит найти все сайты, посвященные дождливой погоде.
inurl: Этот оператор схож по действию с intitle:, только ищет он не в заголовках страниц, а в их URL. Например, введя запрос: inurl:preved, вы получите солидный список сайтов или отдельных страниц, в адресах которых есть новомодное приветствие. Если нужно произвести поиск сразу по нескольким словам, следует применить оператор allinurl:. С ним по запросу: allinurl:preved medved вы получите список адресов с полным вариантом "преведствия".
related: Помимо синонимов слов Google позволяет находить и страницы, связанные с той, которая указана в запросе. Например, строка: related:bmw.com даст список всех региональных сайтов автомобильного концерна.
info: В поисковик Google встроен и своеобразный справочник, который можно "полистать" при помощи оператора info:. Скажем, если нужно узнать о представительстве Samsung в интернете, наберите в поисковой строке: info:samsung.com. В результате вы получите краткое описание указанного сайта и список команд, с помощью которых можно просмотреть кэшированную версию страницы, получить связанных с ней ресурсов и т.д.
define: Для энциклопедистов очень полезен может оказаться именно этот оператор. Суть его работы - в составлении списка страниц, на которых предположительно дается определение указанного слова. Приятно, что работать можно не только с англоязычными словами. Например, если ввести запрос: define:собака, на первом месте будет указана русскоязычная статья на Википедии. При этом принимается во внимание несколько значений слов (в данном примере - животное и топографический символ). А заодно предлагается набор фраз, содержащих введенное слово.
+ Самый простой поисковый запрос - это набор неких слов, например Star Wars I. Меньше чем за полсекунды получаем 167млн ссылок - неслабо. Но большинство страниц, которые перечислил Google, касаются "Звездных Войн" в целом. Уже на второй странице идут вперемешку конструкторы Lego, фигурки героев фильма и прочее. Если же нас интересует именно первый эпизод фильма, лучше написать: StarWars +I. Знак плюса дает Google понять, что порядковый номер фильма (или служебное слово - союз, артикль, предлог) для нас важен. Поэтому в итоге ссылок именно на фильм будет встречаться больше.
"" Еще один способ указать важность всего запроса - заключить его в кавычки. Тогда Google будет воспринимать от вас точную фразу, в которой важны не только все слова, но и порядок их расположения. Так очень удобно искать, к примеру, выдержки из документов, фразы из текстов песен и т.д. Например, если ввести фразу из песни Simply Red - What's worth nothing else but love, Google выдаст весьма разношерстный список страниц. Но только вы заключите эти слова в кавычки ("What's worth nothing else but love"), в результатах вы найдете сайты-библиотеки текстов песен и т.д. А число результатов сократится с 30млн до 42 ссылок.
- Одно и то же слово может встречаться на страницах с разной тематикой. Например, если вы ищете материалы об охоте, ясное дело, вводите запрос охота. Но чтобы Google не приплетал к этому еще и рыбалку и т.д. нужно к первоначальному запросу дописать: -рыбалка.
~ Когда мы не уверены в том, что конкретно ищем, в ход пускаются разнообразные слова-синонимы. Например, если интересно почитать о тихих уголках земного шара, можно дать запрос: ~silent place. Поисковик найдет вам не только "silent", но и "quiet-места", а также покажет ссылки, посвященные самой тишине и спокойствию. Однако нужно помнить что Google еще не в совершенстве владеет русскими синонимами.
* Знак звездочки, уж конечно, знаком многим пользователям при работе с локальными поисковиками. Точно так же можно поступать и в Google - где не уверены в букве или даже в целом слове, ставьте звездочку. Так вы покроете не только конкретное слово, но и все производные от него, а также фразы, в которые входят указанные вами слова. Попробуйте ввести, например, простой запрос: fish* - получите и справочные сведения о рыбах, и ссылку на описание фильма "Рыбка по имени Ванда" и многое-многое другое.